Информационное мероприятие по вопросам независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
5 марта состоялась пресс-конференция по вопросам независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности (далее – НОК) для представителей федеральных и региональных СМИ с целью информирования общественности об особенностях проведения НОК в 2024 году, ее значимости, эффектах и содействия обмену опытом обеспечения условий для обучения в вузах.
Мероприятие было организовано с участием представителей СМИ, членов Общественного совета по НОК и Минобрнауки России, экспертов организации-оператора, сотрудников вузов.
С докладом о роли общественного совета в реализации процедуры оценки выступил генеральный директор ООО «РАЭКС-Аналитика», член Общественного совета по проведению НОК, Дмитрий Эдуардович Гришанков. Спикер отметил ключевые функции Общественного совета в рамках проведения процедуры независимой оценки по определению круга вузов, подлежащих оценке в текущем году, утверждению ус ловий и алгоритма проведения процедуры НОК, а также контроля качества работ по проведению НОК. Важным условием, по словам Дмитрия Эдуардовича, является независимость Общественного совета, в состав которого не входят аффилированные лица. Совет формируется в соответствии с приказами Минобрнауки России по предложению Общественной палаты Российской Федерации.
Дмитрий Эдуардович также рассказал о заседании Общественного совета, где были утверждены перечень вузов-участников НОК, методические материалы НОК, регулирующие проведение процедуры, установлен предельный уровень интегрального показателя НОК для вузов (вузы, получившие 98 и более баллов могут не предоставлять планы по устранению недостатков).
Константин Александрович Богоносов, заместитель директора Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России, осветил функции Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в проведении процедуры НОК. Спикер отметил, что процедура НОК реализуется с 2019 года и в настоящее время внедрена во всех организациях, реализующих программы высшего и дополнительного профессионального образования. Процедура НОК является независимой и Минобрнауки выступает как координатор этой процедуры.
Совместно с оператором оценки Минобрнауки способствует публичному освещению процедуры НОК, размещает на своем сайте результаты независимой оценки качества. Несмотря на то, что процедура оценки осуществляется в соответствии с приказами Минтруда, Минобрнауки формирует нормативную базу НОК в части высшего образования. В этом году была переработана значительная часть нормативной базы НОК, и оператор оценки совместно с Общественным советом по НОК скорректировали методические материалы в соответствии с изменениями. Спикер подчеркнул положительную роль процедуры для получения вузами оценки от обучающихся, её влияние на работу руководства вуза. В заключение выступления Константин Александрович подчеркнул важную информационную роль результатов процедуры НОК для принятия управленческих решений, а также направленность процедуры на развитие системы образования в целом.
В выступлении Алексея Рафисовича Ганеева, ведущего эксперта федерального оператора оценки ООО «Верконт Сервис», был сделан акцент на изменениях в процедуре НОК в 2024 году и требованиях к ним. В частности, эксперт отметил изменения в процедуре и обусловленные ими корректировки в Модели НОК и инструментарии, которые связаны с вступлением в силу новых приказов Минтруда России №899 от 28 декабря 2023 года и №777н от 27 октября 2023 года. Изменения касаются функционала участников НОК, подходов к оценке показателей НОК и форм, заполняемых по результатам оценки. Например, был расширен функционал Общественного совета по НОК, что предполагает участие членов Общественного совета по НОК в информационных мероприятиях процедуры оценки, а также в выездах в образовательные организации. По словам эксперта, нововведения в процедуре оценки предусматривают оценку не только наличия, но и качества условий для получения образования в вузе по показателям доступности информации, комфортной и доступной среды.
Эксперт рассказал о возможности включения в результаты анкетирования через сайт оператора показателей оценок из мобильного приложения «Наше мнение» в объеме от 20% опрошенных студентов в случае принятия такого решения Минобрнауки России. Как отметил эксперт, «на сегодняшний день мобильное приложение не в полном объёме соответствует требованиям процедуры оценки», например, в части возможности не только оценить качество условий образования, но и высказать предложения по их улучшению. Алексей Рафисович отметил, что работа по совершенствованию приложения как инструмента оценки качества продолжается.
Ирина Евгеньевна Апыхтина, директор по развитию образования ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», поделилась ценными рекомендациями и опытом подготовки к участию в процедуре НОК головного вуза и сети его филиалов. Ирина Евгеньевна почеркнула, что региональная сеть представляемого ею вуза обширна, поэтому подготовка к НОК в РАНХиГС – «не эпизодическое мероприятие», это постоянная работа по соблюдению «норм и требований законодательства Российской Федерации, которым должен соответствовать вуз». Ирина Евгеньевна обратила внимание на преимущества централизованной подготовки вуза к процедуре оценки, которая позволяет должным образом решить вопросы методического обеспечения НОК в РАНХиГС. Важным, по мнению Ирины Евгеньевны, также является персонализация ответственности структурных подразделений вуза за подпроцессы процедуры оценки, наличие внутреннего плана работ в вузе по подготовке к процедуре НОК. Ориентация на высокий уровень требований к организации условий обучения, позволяющий обеспечить их высокое качество, является, по мнению спикера, ещё одним фактором, обеспечивающим достижение высоких результатов оценки.
На дискуссионной площадке, где присутствовали представители СМИ, обсуждались актуальные вопросы процедуры оценки в текущем году. Эксперты ответили на вопросы участников, ещё раз подчеркнули заинтересованность большинства вузов прохождении процедуры, а также необходимость сотрудничества всех участников НОК для достижения наилучших результатов по её итогам.