Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации специалистов муниципальных систем дошкольного образования

Комарова Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, член Экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Одна из ключевых задач муниципальных органов управления образованием – управление внедрением и реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) подведомственными дошкольными образовательными организациями (ДОО). Решение этой задачи требует наличия соответствующих профессиональных компетенций у специалистов по дошкольному образованию муниципальных органов управления образованием. Однако многие из них необходимых компетенций не имеют, так как, во-первых, базовое образование большинством из них было получено до принятия ФГОС ДО, а, во-вторых, содержание курсов повышения квалификации, которые для них организуют местные органы власти, сфокусировано, преимущественно, на вопросах муниципальной службы. Целью дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации специалистов муниципальных систем дошкольного образования «Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и создание развивающей предметно-пространственной среды, в том числе для детей в возрасте до 3-х лет» (Программа) является совершенствование соответствующих профессиональных компетенций специалистов муниципальных систем дошкольного образования. Программа построена по модульному принципу и предусматривает ознакомление специалистов муниципальных систем дошкольного образования с управленческими вопросами организации и реализации развивающей предметно-пространственной среды для детей в рамках реализации ФГОС ДО, в том числе учитывая детей в возрасте до 3 лет в деятельности воспитателей, методистов (старших воспитателей), музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре детских садов, учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Программа предусматривает работу со слушателями с высшим образованием по направлениям подготовки «педагогическое образование» (уровень бакалавриат для специальности 44.03.01 и магистратура для 44.04.01), «психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриат для 44.03.02 и магистратура для) 44.04.02), «специальное (дефектологическое) образование» (44.03.03– уровень бакалавриат; 44.04.03 – уровень магистратура). Содержание программы включает методологические и общие вопросы реализации ФГОС ДО, подходы к созданию условий для основных сквозных видов деятельности (культурных практик дошкольников), в том числе с детьми в возрасте до 3 лет, а также такие актуальные проблемы, как: - нормативно-правовое регулирование взаимодействия между муниципальными органами власти и руководителями ДОО в соответствии с законодательными основами развития образовательной системы Российской Федерации, дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО; - обеспечение финансовых условий реализации образовательных программ дошкольного образования ДОО в рамках реализации ФГОС ДО; - формирование государственного (муниципального) задания муниципальными органами для ДОО; - формирование технологической компетентности управленческих кадров в области управления изменениями системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. Содержание Программы учитывает профессиональные стандарты в части трудовых функций «Общепедагогическая функция. Обучение Код A/01.6», «Воспитательная деятельность Код A/02.6», «Развивающая деятельность Код A/03.6», «Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Код B/01.5» и отвечает требованиям Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Структура Программы соответствует пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и включает цель; планируемые результаты обучения; учебный план; календарный учебный график; рабочие программы учебных модулей и иные обязательные компоненты. Программа реализуется в очно-заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Планируемый срок освоения Программы составляет 36 часов, включая время для аудиторной, дистанционной, внеаудиторной работы и итоговой аттестации педагогов, что для общей ориентировки специалистов муниципальных органов управления образования в вопросах внедрения ФГОС ДО, вполне достаточно.