Эксперты в регионах России обсуждают реализацию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Второй год идет исследование-эксперимент вокруг Всероссийского проекта ОРКСЭ — «Основы религиозных культур и светской этики», преподаваемом в 4-м классе средней школы.

Эксперты – преподаватели, родители, представители Минпросвещения России, духовенства традиционных конфессий и ученые — пытаются понять: как с детьми говорить о Боге, Евангелии, Коране и более широко об истории мировой культуры и месте каждого ребенка в ней? Сразу несколько семинаров и дискуссий в Хабаровске, Дербенте и Санкт-Петербурге собрали свыше 1,5 тысячи экспертов и показали, что курс ОРКСЭ ждут большие перемены. Нужны ли в старших классах уроки по религиозной культуре и светской этике - На главный вопрос «Как будет преподаваться религия в школе?» всегда отвечаем: мы не преподаем религию, по закону этим занимаются исключительно религиозные организации, — говорит советник Управления внутренней политики администрации президента России Андрей Третьяков. — Наша задача — как с детьми говорить об истории мировой культуры так, чтобы она стала частью их мировоззрения и формировала их российскую гражданскую идентичность. На этом пути, как признал эксперт союза "Профессионалы в сфере образовательных инноваций" Павел Костылев, копится "число компромиссов и недовольных". Так эксперименты в Челябинске и Дербенте по углубленному преподаванию ислама и православия показали, что кого-то из детей знания замыкают, кому-то непонятны или радикальны по подаче. Учителя, особенно в Перми, требуют методической помощи и кадровой подготовки, а часть родителей — расширения курса светской этики. В Петербурге экспертные сообщества теологов, наоборот, выказывают недовольство возможным сокращением учебных часов на изучение религиозных основ. Они настаивают на популярных формах подачи детям материала, включая мультфильмы, о Библии и Коране. - Пока фундамент наших договоренностей, курс ОРКСЭ, отражает запрос общества на его единение с традиционными — культурными, научными, религиозными, философскими и литературными ценностями, из которых и складывается российская идентичность. А вот каким языком об этом говорить с десятилетними детьми — отдельный вопрос. - Второй год эксперимента показывает: образование — это обучение и воспитание, центр воспитания — семья, наша задача — соединить ценности семьи с единым образовательным пространством от Махачкалы до Петропавловска-Камчатского, — говорит директор правового департамента Минпросвещения РФ Светлана Нуждина. — Вызов, который стоит перед нами: как, не нарушая семейных и религиозных ценностей, сохраняя традиционные, понимая, что они живые и сегодня делают наукоемкий скачок, соединить их с новой реальностью?