В Москве завершилась VIII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
В рамках конференции с 29 мая по 1 июня прошли закрытые семинары и экскурсии в детские сады, деловая программа по 37 актуальным темам исследований детства в формате научных секций и круглых столов, открытая программа для педагогов и родителей, выставка «Современное дошкольное образование», постерная секция. На торжественном открытии ЕССЕ 30 мая было зачитано приветствие Министра образования и науки РФ Ольги Васильевой. В нем подчеркивалась значимость этого события для развития дошкольного образования как залога успешного будущего всех стран мира. Председатель Российского общества «Знание», заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Любовь Духанина в своем докладе обратила внимание собравшихся на результаты проведенных в России исследований общественного мнения. Собранная в ходе опросов информация говорит о роли цифровой среды в образовании, целях образования (по мнению родителей, ученых и педагогов), детско-родительском взаимодействии в дошкольном возрасте и многом другом. За 8 лет конференция стала площадкой для живого обмена мнениями и опытом, для представления новейших образовательных практик. Во многом продуктивность работы обусловливается наличием синхронного перевода на английский и русский языки на всех секциях. С трибуны ЕССЕ 2019 прозвучали доклады зарубежных и российских ученых, являющих собой новое слово в дошкольной педагогике. Страной-партнером ECCE 2019 стала Турция. По словам посла Турции в РФ, государство предпринимает серьезные шаги в подготовке педагогических кадров, способных предоставить качественное образование детям любых категорий: живущим в городах и отдаленной сельской местности, из бедных и обеспеченных семей, а также страдающим различными заболеваниями и пребывающим в стационарах. С докладом о соблюдении этики в психологической практике при работе с детьми выступила заместитель председателя Турецкой психологической ассоциации, доктор психологических наук Илькиз Альтиноглю Дикмеер. Она предложила на рассмотрение коллег важный научно-практический кейс, на примере которого продемонстрировала ответственность врача-психотерапевта за ментальное здоровье двухлетнего малыша с возможными симптомами аутизма. Одним из центральных выступлений в научной части конференции стал доклад ректора Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО), профессора Николая Вераксы. Отталкиваясь от известной теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития детей (ЗБР), российский ученый последовал дальше и представил абсолютно новый термин — «пространство детской реализации» (ПДР). По его мнению, дети — это живущие среди нас представители будущего, по своим возможностям они сильнее взрослых. Поэтому надо внимательно относиться к творческому потенциалу детей — создавать им пространство для реализации, в котором взрослые стараются вникнуть в замысел ребенка, учатся трактовать смыслы, которыми ребенок наделяет происходящее, а не диктовать ему свои. Директор Института Л.С. Выготского в Лиссабоне Жоаким Кинтино-Айрес выступил с докладом «Нейропсихологическое перевоспитание дошкольников с диагнозом поведенческих и эмоциональных расстройств». Он подчеркнул, что сегодня 6% детей страдают расстройствами поведенческого характера, еще 4% имеют различные эмоциональные проблемы. Если раньше считалось, что причиной подобных расстройств является особое строение нервной системы человека, то сейчас, благодаря прогрессу в изучении нейрокогнитивного развития мозга, доказано, что наиболее существенное влияние оказывает общение с родителями в возрасте до 3 лет. То есть на 75% ответственность за качественное образование и воспитание ребенка лежит на нас, взрослых. «Мы несем ответственность за детей, выброшенных жизненными обстоятельствами за борт», — подытожил ученый из Португалии. Ведущий сотрудник Университетского колледжа Лондона, профессор Бренда Таггарт впервые поделилась с российскими коллегами результатами проведенного в Великобритании лонгитюдного исследования: оно продлилось 17 лет и получило название «EPPSE 1997-2014». Главной целью исследования было установить влияние качественного дошкольного образования на последующее обучение в начальной и средней школе, а также социализацию и устойчивое психологическое развитие детей и подростков. Педагог рассказала коллегам о наиболее важных аспектах исследования: о значимости вклада педагога в создание комфортной образовательной среды в семье, о навыках коммуникации с родителями и решения конфликтных ситуаций с участием ребенка. Одним из ярких моментов прошедшей конференции стал круглый стол ЮНЕСКО «Устойчивое развитие как гуманитарная проблема и как предмет образования детей младшего возраста». Конференция проходит под эгидой ЮНЕСКО и при поддержке Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, что подчеркивает высокий статус мероприятия и его значимость в деле достижения глобальных целей организации, в частности ЦУР 4.2 о доступе всех детей к качественному дошкольному образованию к 2030 году. Выступившие на заседании ученые, педагоги-практики, психологи и общественные деятели подтвердили важность дошкольного образования и обозначили в своих докладах проблемы, существующие во многих регионах. Например, дети, проживающие в сельской местности, все еще не имеют доступа к качественному образованию (Таджикистан); слабая подготовка педагогических кадров (Индия), недоступность для детей с ОВЗ качественного дошкольного и школьного образования из-за плохо поставленной в стране консультационной работы с семьями, где есть дети-инвалиды (Нигерия). Впервые за всю историю проведения конференций ECCE в фокус внимания был помещен отдельно выбранный регион России («Фокус-регион»). Таким субъектом была выбрана Республика Саха (Якутия). Свыше 100 педагогов, психологов, представителей Министерства образования Якутии поделились своим уникальным и успешным опытом в сфере организации системы дошкольного образования. В частности, они представили уникальные результаты мотивации к получению знаний у дошкольников, достигнутые в регионе. В Якутии на практике реализуются базовые элементы, необходимые для повсеместного развития одаренности: шахматы, художественно-эстетическое восприятие, музыка, обязательное двуязычие (билингвальная среда) и другие. Отдельная секция ЕССЕ 2019 была посвящена лучшим педагогическим практикам, отобранным специалистами Московского городского педагогического университета в детских садах по всей России. Подводя итоги мероприятия, председатель Международного комитета ЕССЕ, ректор МПАДО, заведующий одной из кафедр ЮНЕСКО в России Николай Веракса сказал, что нынешняя конференция расставила очень важные акценты в дальнейшей работе его коллег. Так, например, обсуждение с иностранными партнерами вопроса оценки качества дошкольного образования поставило перед российскими педагогами конкретные задачи для реализации. «Мы также продвинулись в понимании глобальных проблем, стоящих перед дошкольным образованием, — сообщил ученый. — Мы начали участвовать в международных исследованиях и чувствуем большую поддержку со стороны экспертного сообщества, в том числе со стороны российских организаций». Международная конференция ЕССЕ 2019 приурочена к 70-летию Международного дня защиты детей и Году книги в Содружестве Независимых Государств. Она проходила в Москве при поддержке Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования РФ, Российской академии образования, Российского общества «Знание», Российского психологического общества, Российской Ассоциации содействия ООН, Евразийской ассоциации университетов, Всемирного банка, Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Организаторами мероприятия выступили Международная педагогическая академия дошкольного образования, Ассоциация развития качества дошкольного образования, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России.