Завершился второй день Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
Подошел к концу второй день деловой программы в рамках VII Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE Conference). Главными темами дня стали – научно-культурное наследие выдающегося русского ученого и педагога Льва Семеновича. Выготского в контексте современного дошкольного образования разных стран; результаты масштабных исследований качества дошкольного образования в России – 2017; инвестиции и оценка эффективности дошкольного образования и раннего детского развития и многие другие. Открывая круглый стол, посвященный культурно-исторической теории Льва Выготского в воспитании дошкольников, доктор психологических наук, ректор Международной педагогической академии дошкольного образования (МПАДО) Николай Веракса задал тон дискуссии, напомнив, что дошкольное образование стоит рассматривать как цивилизационный процесс, требующий постоянного переосмысления. «Подобные события позволяют увидеть многоаспектность проблем и лучше понять детство, – сказал российский ученый». Модератор круглого стола профессор Гетеборгского университета, директор Центра исследований обучения, взаимодействия и опосредованной коммуникации в современном обществе Рогер Сальо сформулировал перед аудиторией вопрос: как в дальнейшем будут развиваться подходы в дошкольном образовании с учетом идей Выготского? К примеру, ученый из Пуэрто-Рико Анна Наневис отметила в своем выступлении, что лично ей близка идея о том, что все, что окружает нас, оказывает на личность развивающее воздействие. Она рассказала об исследованиях пуэрториканских коллег, касающихся того, как дети иным способом могут использовать свои моторные, речевые навыки, а также проявлять способности к поведенческой саморегуляции. Президент Международного союза психологических наук при ЮНЕСКО Сазасивэн Купер (ЮАР) отметил, что временной контекст по сравнению с тем, когда работал Лев Выготский, изменился, перейдя к эре информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Он охарактеризовал современные условия, как постоянную борьбу между индивидуализмом и коллаборационизмом и отметил, что у нынешних ученых есть больше шансов прийти к согласию по многим важным аспектам дошкольного образования, чем в России 20-30-х годов прошлого века. Доктор психологических наук, руководитель психолого-педагогического Центра экспертизы игр и игрушек Е. О. Смирнова обратила внимание собравшихся на изменения, наблюдающиеся у детей с возникновенияем ИКТ. По словам Елены Олеговны, ребенок, с одной стороны, становится более независимым от родителей, а с другой стороны, у него появляется зависимость от технологий. Возможно ли переориентировать цифровые ресурсы так, чтобы они могли компенсировать сворачивание ролевых игр в жизни дошкольников? Особый интерес вызвали выступления профессора факультета психологии Университета Осло Франсиско Понса, руководителя Центра социологии образования Института управления образованием РАО Владимира Собкина и других российских и зарубежных ученых. После вытсуплений развернулась поистине жаркая научная дискуссия, в которой участвовали многие докладчики. Главный вопрос был, как свести воедино две педагогические стратегии: предоставления детям самостоятельного выбора, – с одной стороны, и создания взрослыми культурной среды для развития ребенка, прислушиваясь при этом к детской инициативе – с другой стороны. Поводом для нового переосмысления этой дилеммы стал прозвучавший комментарий, что ИКТ могут тормозить развитие дошкольников. «Не тормозить, а трансформировать, – поправил Николай Веракса. – Пространство для развития должно быть, но оно должно быть выстроено. Инициативность, самостоятельность и ответственность остаются тремя важными составляющими в дошкольном воспитании. И мы, взрослые, отвечаем за то, куда мы ведем детей». Существует два основных взгляда на детское развитие: взгляд Выготского и взгляд Пиаже. Раньше (во время создания) эти теории конкурировали, но сейчас стало ясно, что оба эти процесса идут одновременно и важно понять, как они взаимодействуют между собой. Современные ученые предпринимают попытки построить конструкцию более высокого уровня, соответствующую вызовам и учитывающую достижения предыдущих авторов. Другой круглый стол в рамках деловой программы был посвящен инвестициям и эффективности дошкольного образования и раннего детского развития, модератором выступил руководитель образовательных проектов российского представительства Всемирного Банка Тигран Шмис. Он отметил, что во многих странах мира в дошкольном и общем образовании складывается ситуация, что дети не достигают того образовательного уровня, который мог бы дать им их потенциал. Во многих странах остается не до конца решенным вопрос своевременной подготовки детей к школе. «Уровень управленческого менеджмента образовательных организаций отстает от среднего уровня управления экономикой в этих же странах, – сказал Т. Г. Шмис. – И это характерно не только для России, но для многих других государств». В качестве способа для преодоления кризиса образования представитель господин Шмис назвал создание нового уровня обучения педагогических и административных кадров для образовательных учреждений. Какие проекты по дошкольному образованию в России могут быть профинансированы Всемирным Банком? Однозначно – те, которые доказали свою эффективность. Некоторым российским предпринимателям и практикам в дошкольном образовании удалось создать эффективную модель и с успехом предоставлять качественное обучение и переподготовку педагогических кадров. О таком опыте рассказала в своем докладе руководитель направления «Дошкольное образование и раннее развитие» «Рыбаков Фонда» И. Быкадорова. Программа дошкольного образования «ПРОдетей» сочетает в себе мировой и отечественный опыт, который, несомненно, пригодится педагогам будущего. В своем выступлении программный специалист ЮНЕСКО по вопросам инклюзивного образования и гендерного равенства Йоши Кага (Япония) отметила важность подготовки квалифицированных кадров для дошкольного образования. «Во многих странах, – сообщила Йоши Кага, – рабочий день воспитателя детского сада – самый продолжительный. А зарплата зачастую ниже, чем у преподавателей начальной и средней школы». Помимо круглых столов и работы научных секций, в течение второго дня конференции состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Международной педагогической академией дошкольного образования (МПАДО) и кафедрой глобальных процессов при ЮНЕСКО. В деловой программе конференции сегодня приняли участие представители 40 стран и 78 субъектов РФ. В течение следующего, завершающего дня конференции – 19 мая, пройдет Открытая образовательная программа для педагогов и родителей. 19 мая в рамках конференции ECCE пройдет Открытая образовательная программа для педагогов и родителей. В этот день Шуваловский корпус МГУ примет более 2300 воспитателей детских садов, методистов, молодых ученых, родителей. Посетителей открытой программы ждут мастер-классы, лекции, семинары от производителей развивающих товаров для детей, авторов образовательных методик, первый Оpen Talk по дошкольному образованию ECCETALK + МЕЛ. «Сегодня перед педагогическим сообществом стоят поистине эпохальные задачи, но я знаю, что нам хватит сил, и мы найдем возможности, чтобы решить их» – подытожил дискуссию Николай Веракса.