01 июня 2017

Актуализация концептов русского языка как способ формирования культурной личности

Укрепление позиций русского языка является стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации


Автор: Обухова Марина Юрьевна, зам. директора гимназии №171 г. Санкт-Петербурга, призер XXIII конкурса «Лидеры образования Санкт-Петербурга», победитель Всероссийского мастер-класса учителей родных языков.

Укрепление позиций русского языка является стратегическим национальным приоритетом Российской Федерации. Без развития у подрастающего поколения навыков работы над словом невозможно формирование чувства национальной идентичности, гражданственности, принадлежности к своему народу.
Сегодня серьезными проблемами в преподавании русского языка и литературы являются сложности, которые испытывают школьники при анализе и составлении текстов: неспособность выявить явную и скрытую информацию, ясно понимать нюансы лексической сочетаемости слов. На смену логико-структурному мышлению приходит образное, которое не позволяет адекватно воспринимать мир и выстраивать причинно-следственные связи, что ведет к формированию подростка, чувствующего себя одиноким, лишенным неких базовых понятий и нравственных ориентиров. Поэтому сегодня стоит говорить о проблеме обучения восприятию информации. Чем эффективнее взаимодействуют друг с другом два способа мышления – понятийное (логико-структурное) и клиповое (образное, иконическое), – тем мы более адекватно воспринимаем современный мир.
Практико-ориентированный подход, который является приоритетным в современной системе преподавания всех учебных дисциплин, включая русский язык и литературу, привел к тому, что событийное обучение ушло на второй план, а вместе с ним ушел и взгляд школьника на себя и на мир со стороны. Вместе с этим изменилось и восприятие литературы как основного культурообразующего учебного предмета. Из предмета, формирующего общероссийскую гражданскую идентичность современного подростка, его внутренний мир, литература превратилась в предмет, обладающий прикладным значением. Поэтому сегодня особенно важно внедрять такие приемы работы над словом и интерпретацией текстов классической литературы, которые помогут не только вернуть слову его изначальный смысл, но и вместе с этим помочь сформировать современному школьнику картину мира, в которой найдется достойное место русской культуре и литературе.
Одним из приемов такой работы, на наш взгляд, является актуализация концептов русского языка при работе с текстами классической литературы, позволяющая увидеть, каким образом слово, которое является суммой смыслов, актуализируясь в тексте, порождает новые смыслы. В основу понимания концепта положено определение, данное Д.С. Лихачевым, в котором «концепт» рассматривается как «семантическое образование», отражающее культурологическую специфику языка и особенности национального мировоззрения народа.
В ходе работы над актуализацией концепта можно проследить три основных этапа. Первый этап (номинативный): работа над словом на уровне различных словарей (толковые словари, словарь синонимов, антонимов, фразеологический) с целью выяснения смыслового наполнения концепта, суммы смыслов.
От этапа словарной работы переходим к этапу работы над словом на уровне словосочетания. Например, актуализируя концепт слова «счастье», на данном этапе предлагается распределить метафорические словосочетания с изучаемым словом на две группы, выбрав некое понятие для каждой из групп, обосновав свой выбор: светиться от счастья; счастье нахлынуло; поток счастья; счастье осветило; капелька счастья; счастье переполняет. Легко заметить, что в основе метафорических словосочетаний со словом «счастье» лежат такие важные для человеческого существования понятия, как «свет» и «вода», которые во все времена являлись понятиями, лежащими в основе жизни человека вообще.
Третий этап актуализации концепта – функционирование слова на уровне предложения и текста. Этот этап предполагает анализ функционирования слова в классическом произведении. Работа над словом позволяет организовать на уроке единое пространство гуманитарной культуры, увидеть авторскую позицию и найти ту «инструкцию» к тексту, которая позволит понять его, пережить то, о чем написал автор. Важность освоения ключевых слов культуры заключается прежде всего в том, что через их освоение осуществляется процесс формирования смысловой и ценностной картины мира, а через сопереживание смыслу, увиденному сначала в слове, а через него и в тексте, через переживание содержания текста как личного духовного опыта происходит процесс формирования культурной памяти и культурной традиции.
По материалам проекта «Организация мероприятий по повышению квалификации работников образования по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся ступени начального общего и основного общего образования в соответствии с ФГОС», выполняемого по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.


Автор Обухова Марина Юрьевна
Предыдущая 1 2 3 4 5 6 СледующаяПоследняя
Загрузка...